Компания «Репропарк» — крупнейший поставщик флексографских форм в России и СНГ с производственными площадками во многих городах и регионах. Компания использует практически все имеющиеся на рынке технологии изготовления форм, в том числе самые продвинутые. Среди клиентов «Репропарка» — крупнейшие производители гибкой упаковки и этикеток, гофрокартонной упаковки. Виталий Ковардаков, генеральный директор «РепроПарка» рассказал о том, как используются водовымывные технологии, что он думает об их перспективах и каковы результаты.
Компания «РепроПарк» располагает установками для производства водовымывных пластин на трех площадках, в Москве, Ростове на Дону и Нижнем Новгороде. Водовымыные формы Репропарк начал предлагать своим клиентам с 2011 года. В основном это были формы для высокой печати и конгревного тиснения.
Водовымывные формы для флексографии мы стали продвигать сравнительно недавно.
Основные “фишки” водовымывной технологии для флексографии - это экологичность, качество печати и сроки изготовления форм. Хотелось бы остановиться на данных пунктах.
Экологичность. Ключевая разница в процессе производства - это промывочный процессор. В котором соответственно используется вода, очень ценный на наш взгляд ресурс. Как таковой системы регенерации не предусмотрено. Вода проходит через фильтры и подлежит отведению в канализацию. Для производства используются специальные шампуни с ПАВ, поэтому я не могу назвать водовымывывмной процесс с точки зрения отходов действительно экологичным. Однако, для операторов формного участка работа с водовымывным оборудованием, безусловно, комфортнее по причине отсутствия испарений.
В любом случае, в России пока мы не видим каких-либо ограничений по экологии. Мусорная реформа направлена в первую очередь на сортировку мусора, по замене полимерной упаковки идут только разговоры, экологам уж точно нет дела до того, как производятся печатные формы, в отличии от Европы и Америки.
Да и сольвентное производство имеет полностью замкнутый цикл, сольвент эффективно регенерируется, а полимерный остаток может частично использоваться как вторсырье, поэтому если экологи и дойдут до данного вопроса, мы готовы поспорить.
Качество. Мы согласны, что на ряде водовымывных пластин для флексопечати можно добиться впечатляющих результатов. На технологии от Asahi DEF AWP, на которой, к слову работает Унифлекс, на печати тестового тиража мы получили результат превосходящий технологию Kodak Flexcel NX. Печатали мы и с форм Toyobo Сosmolight и также получили отличные результаты. Если мы говорим, что клиент хочет получить высококачественную печать вне зависимости от стоимости формы, то это рабочий вариант. Также у воды есть ряд преимуществ по эластичности формы, что очень важно для этикеточников и так называемая встроенная плоская точка.
Сроки изготовления. Любой поставщик водовымывных пластин заявляет о минимальном сроке изготовления формы. Время изготовления действительно меньше, чем при сольвентной технологии, но мало кто делает формы в такие сжатые сроки планово, а при повреждении формы даже 2.5 часа это значительный срок и скорее всего тираж снимут и поставят другой. Поэтому на наш взгляд скорость производства не является существенным преимуществом, а компании, которым действительно нужно выдавать готовый тираж в максимально сжатые сроки, просто поставят цифровую печатную машину.
На другой чаше весов цена за кв.м пластины, которую нужно заплатить за все плюсы “воды”. А она, опять же вне зависимости от производителя, очень высокая. Добавим к этому дорогостоящие процессоры из нержавеющей стали, дорогие “шампуни”, фильтры для воды… Себестоимость получается очень существенной. Поэтому по совокупности факторов мы считаем, что флексо водомывывные пластины далеки от оптимального соотношения цена/качество, чем ограничивают свое применение.
Производственные мощности, как это принято в Репропарке, позволяют делать большой объем продукции, в том числе и водовымывных форм, но текущие продажи “водных” форм гораздо ниже классических сольвентных из-за небольшого спроса. Примерно ту же картину мы видим по резиновым формам, которые поставляем с 2015 года. Клиенты берут резину, где у нее нет альтернатив. Альтернатива “воде”, напротив, есть, поэтому и объем совсем небольшой.
Мы будем рады реализовать проекты с новыми клиентами по данной технологии, но по указанным выше причинам пока таких проектов немного.
К слову про экологию, хочется отметить, что в прошлом году РП вышел с инициативой по возвратной упаковке форм для своих клиентов, что позволит избежать дополнительного расхода картона, пленки, скотча, а следственно и минимизацию отходов. Многие из клиентов откликнулись на нашу инициативу. Мы призываем развивать “экологический” тренд на всех этапах производственного цикла.